Дивное Дивеево

Дивеево. Фото с сайта 12mesyatcev.ru
Дивеево. Фото с сайта 12mesyatcev.ru

Есть место такое в России,
Где Пасху средь лета поют.
И мир, о котором просили,
Росою туманы прольют.

Где небо так кажется близко,
И нет невозможного там,
А солнце спускается низко
И песню играет цветам.

Где ширью красивы просторы,
И чистые бьют родники.
Замолкнут ненужные споры,
И станут дороги легки.

Удел Богородицы дивный -
Дивеево с тайной простой.
Свет тихий, святой, неотмирный...
И луч на росе золотой...

Татьяна Радынова


Дивное Дивеево. Четвертый, последний Удел Божией Матери на земле... Удивительное место, с которым связано столько обетований и пророчеств.

В 44-м году по Рождестве Христове святые апостолы решили кинуть жребий, кому в какую страну отправиться для проповеди Евангелия. Пречистой Богоматери досталась земля Иверская. Это первый Удел Божией Матери на земле. Но Ангел, явившийся Ей, возвестил, что страна, доставшаяся Ей в удел, просветится впоследствии, а Она должна остаться в Иерусалиме, ибо Ей предназначена проповедь в другой стране. Желая навестить святого Лазаря, чудно воскрешенного Господом, Пресвятая Дева отплыла к о.Кипру. Внезапно началась буря и корабль был вынесен к берегам Афонского полуострова, переполненного тогда идольскими капищами. Пресвятая Дева увидела в этом действие Промысла Божия, вышла на берег и возвестила язычникам Евангельское учение, сотворила много чудес. Святая гора Афон – второй удел Божией Матери. Третий Удел – Киево-Печерская Лавра, основанная русским Афонским монахом преподобным Антонием по повелению Богоматери. Первоначальницей Дивеевской обители - Четвертого Удела Пресвятой Богородицы на земле явилась Агафия Семеновна Мельгунова, в монашестве Александра, постриженная в Киеве. Сейчас она прославлена в лике святых.

Все в этой обители созидалось и устраивалось по благословению и непосредственному указанию Самой Царицы Небесной, Которая открывала Свою волю матушке Александре, а затем, после кончины первоначальницы, избрала смиренного подвижника Саровской пустыни иеромонаха Серафима для устройства удивительной обители, женской Лавры, Своего Четвертого Удела на земле. "По своей воле ни одного камешка у них не поставил - только по указанию Царицы Небесной", - говорил преподобный Серафим в конце жизни.
 
Дивеево. Фото с сайта gallery.imagemaster.ru
Дивеево.
Фото с сайта gallery.imagemaster.ru
Особое попечение имеет Пресвятая Богородица об этом святом месте. Преподобный Серафим говорил: "Кто даже сердцем воздохнет да пожалеет их (сестер Дивеевских), того Господь наградит". И еще: "...счастлив всяк, кто у убогого Серафима в Дивееве пробудет сутки - от утра до утра, ибо Матерь Божия, Царица Небесная, каждые сутки посещает Дивеево". Каждую ночь Царица Небесная обходит обитель по Святой Канавке, устроенной вокруг монастыря. Священномученик Серафим, епископ Дмитровский (Звездинский), гонимый безбожной властью, жил некоторое время в Дивеевской обители. И вот однажды, 1(14) февраля 1027 года, после всенощной под Сретение, которую совершали дома в келии, Владыка вдруг бросился к окну, к одному, к другому, с молитвенными восклицаниями. "Пречистая Дева Богородица идет по Канавке, - сказал он послушнице Анне. - Не могу зреть пречудной Ее красоты и неизреченной милости!"

И, несомнен для каждого, кто посещал Дивеево, покров Владычицы Богородицы над этим святым местом. А также духом чувствуешь присутствие преподобного Серафима. Был такой случай еще до закрытия обители. В воскресенье вечером обычно во время Утрени поется нараспев Акафист преподобному Серафиму (это и сейчас соблюдается.) Монахиня Серафима (Булгакова), одна из последних Дивеевских сестер (она скончалась уже в 1991 году, прошла лагеря, ссылки) вспоминает, что некоторые видели, как во время пения Акафиста Преподобный покрывал певчих своей мантией. И конечно, все помнят завет Преподобного Серафима: «Когда меня не будет, ходите ко мне на гробик, как к живому и все расскажите. Как с живым, со мной говорите. И всегда я для вас жив буду!» Вот это живое присутствие Преподобного необыкновенно реально в Дивеевской обители.

Саровской колокольни одинокой
Виднеется далекий силуэт...
Струя молитвы, чистой и глубокой...
Целебный ключ... И неотмирный свет...

Быть может, помнят здесь лесные тропы,
А может, сосны в памяти хранят,
Как Старца здесь ступали тихо стопы
И шел он, светом Божиим объят,

Как покаянья отверзались двери,
И таяли жестокие сердца,
И с кротостью повиновались звери
Любви, горящей к Богу до конца.

Всех преподобный Серафим встречает:
«Христос Воскресе! Радости мои!»
Врачует души, кротко обличает,
И мир Христов печали растворит.

И время и пространство исчезают,
С надеждой люди век и два идут,
По вере помощь чудно получают
И «Батюшкой» с любовию зовут.

Саровской колокольни одинокой
Виднеется далекий силуэт...
Струя молитвы, чистой и глубокой...
Целебный ключ... И неотмирный свет...

Татьяна Радынова


Около обители много целебных святых источников. Пять из них находятся в непосредственной близости от монастыря. Самый древний - Казанский. Трижды являлась на том месте Царица Небесная. Два других старинных источника связаны с именем Матушки Александры. Дальний из них носит название Иверского. Уже в наше время рядом с Казанским источником обрели еще два. Один из них освящен в честь Великомученика и целителя Пантелеимона, а другой в честь иконы Божией Матери "Умиление"

А самый знаменитый источник - источник преподобного Серафима - находится близ деревни Цыгановка. "Я молился, радость моя, дабы вода в колодце сия была целительной от болезней", -говорил преподобный Серафим.

Еще при жизни Преподобного славился своими исцелениями Саровский источник преподобного Серафима. Множество людей, обращавшиеся с молитвою к Божией Матери и преподобному Серафиму получали исцеления от Саровского источника. Воду развозили по всем уголкам России. Этот источник был цел еще в 1943 году, но затем он был закрыт и забетонирован, а в 1947 году Саров стал закрытой зоной. Но Господь не оставил верующих без утешения. И на краю Саровского леса прославился новый источник, но который и перешла слава прежнего источника Батюшка Серафима. Местные жители рассказывают: «Саровская пустынь была огорожена колючей проволокой, там находился военный объект, который строго охранялся.

Однажды, когда караульные проверяли сторожевые посты, они увидели старца в белом балахончике и с посохом в руке, стоявшего на том месте, где ограждение подходило к самой реке Сатис. Военные спросили его: «Дедушка, что ты здесь делаешь?» Но Старец ничего не ответил и, трижды ударив посохом о землю, ушел. На том месте из трех точек забила вода». Видение это настолько поразило начальника охраны, что он провел линию запретной зоны в некотором отдалении от источника. В начале 60-хх годов об источнике стало известно и народ стал потихоньку ездить к нему за водой и купаться. Это беспокоило военное начальство, и источник решили засыпать. Но Батюшка Серафим сам встал на защиту своего источника. Он явился одному из экскаваторщиков и предостерег его от выполнения данного поручения. Напоследок Старец сказал ему: «А все-таки ты не засыпешь!» Так и вышло. Ковш экскаватора скользил по земле, как по твердому камню. А вскоре подоспел приказ об отмене предыдущего распоряжения. Теперь родник находится в ведении Дивеевского монастыря. В 1994 году отвели русло реки, устроив небольшое озеро из святой ключевой воды. 30 июля 1994 года Святейший Патриарх Алексий освятил часовню. При строительстве часовни один из рабочих надорвал себе спину, но Преподобный явился ему и исцелил прикосновением руки. Продолжаются работы по благоустройству прилегающей территории, теперь можно легко подъехать к источнику, выстроена купальня. Cестры обители рассказывают удивительные истории о благодатной помощи и исцелениях, совершающихся на святых источниках.

Святая Канавка

Среди многих святынь Дивеева особое место занимает Святая Канавка. Прп. Серафим говорил, что Царица Небесная Сама Своим пояском измерила и ежедневно проходит по Канавке, обходя Свой Удел и благословляя всех. Именно поэтому в Дивееве обязательно нужно пробыть сутки, обязательно переночевать, чтобы сподобиться этого благословения Божией Матери, Которая ночью проходит по Канавке. Священномученик Серафим, епископ Дмитровский (Звездинский), живший одно время в Дивеевской обители, сподобился 2 февраля 1927 года видения Божией Матери, идущей по Канавке. Его келейница Анна свидетельствует, что Владыка после вечерней службы был в келье и вдруг кинулся к окну с непрестанными молитвенными восклицаниями, потом к другому окну: «Пречистая Богородица идет по Канавке! Не могу зрети пречудной Ее красоты!». – сказал Владыка Серафим со слезами.

Канавка эта до Небес высока. Преподобный говорил: «Кто Канавку с молитвой пройдет, до полтораста Богородиц прочтет, тому все тут: и Афон, и Иерусалим, и Киев!», «Будут к нам приезжать посетители, глинку-то с нее брать у вас на исцеление и будет она нам вместо золота!» Ежедневно все сестры ходят по Канавке вечером, после вечерней трапезы, неся впереди икону Божией Матери Умиление. Преподобный Серафим говорил, что антихрист не перейдет Канавку. Многие понимают это духовно (в частности, так считал Владыка Серафим (Звездинский)) – кто будет читать с благоговением Богородичное правило, душу того антихрист не одолеет.

После закрытия Дивеевского монастыря Святая Канавка потерпела большие повреждения. Во многих местах ее засыпали, вал сровняли, в некоторых местах ее перерезали различные коммуникации. Восстанавливать ее начали в 1997 году.

Святая Канавка была устроена по повелению Самой Царицы Небесной, как и все в Дивееве. Канавка с валом должна была окружать Мельничную общину и должна была быть вырыта руками самих сестер. Канавка должна была быть вырыта три аршина глубины и три аршина ширины, землю надо было бросать внутрь обители, чтобы образовался вал высотою также в три аршина. Для укрепления вала Преподобный велел насадить крыжовник. Прежде же, Преподобный приказал, чтобы все сестры обошли землю и после скушали мед с мягким хлебом. Сестры медлили начинать копать из-за непомерно тяжелой работы. И вот, однажды как-то раз очередная сестра ночью вышла из кельи и видит, что Батюшка ерафим в белом балахончике сам начал копать Канавку. В испуге и радости, вбегает она в келью и всем сестрам это сказывает. Все выбежали на это место, и, увидав Батюшку, поклонились ему в ноги, но, поднявшись, не нашли уже его. Только лопата и мотыжка лежали на земле. С аршин уже была выкопана Канавка. Другая сестра была накануне у Батюшки в Саров и ночевала в его пустыньке. А утром он ее посылает: «Гряди, матушка, скажи девушкам, пусть сегодня начинают канавку рыть, я там был и сам начал ее». Шла она и недоумевала, как это Батюшка ходил в Дивеево? Приходит она в монастырь, а там сестры ей наперебой рассказывают, как видели Батюшку. А она им свое рассказала. Сестры, пораженные таким чудом, не откладывая, начали работу. Рыли три года и закончили к празднику Рождества Христова, а вскоре, 2(15) января преподобный Серафим отошел ко Господу.

Прославление преподобных Александры, Марфы и Елены Дивеевских

Собор преподобных дивеевских: схим. Александры, схим. Марфы, мон. Елены. Фото с сайта 12mesyatcev.ru
Собор преподобных дивеевских:
схим. Александры, схим. Марфы, мон. Елены.
Фото с сайта www.orthodox.com.ua
"Во, во, радость моя! Четыре столба - четверо мощей! Радость-то нам какая, батюшка! Четыре столба - ведь это значит, четверо мощей у нас тут почивать будут! И это усыпальница мощей будет у нас, батюшка! Во радость-то нам какая! Радость какая!", - говорил в 1829 году Преподобный Батюшка Серафим Михаилу Васильевичу Мантурову о Дивеевской церкви Рождества Пресвятой Богородицы: И действительно, радость велия посетила Дивеевских сестер и всех почитателей Дивеевской обители, когда 13/26 сентября 2000 года были обретены мощи преподобных Александры, Марфы и Елены Дивеевских, а 9/22 декабря 2000 года, в день празднования иконы Божией Матери "Нечаянная Радость" состоялось их прославление как местночтимых святых Нижегородской епархии.

Сам Преподобный Серафим говорил о будущем их прославлении и о том, что нетленные их мощи будут открыто почивать в церкви Рождества Богородицы.

Преподобная Александра (в миру Агафия Семеновна Мельгунова) является первоначальницей Дивеевской общины - "Дивного Дивеева", обители, которая является четвертым Уделом Царицы Небесной. Преподобный Серафим называл ее "святой и великой женой". Дивно было ее смирение, дивны ее подвиги, дивно житие.

Преподобная Марфа (в миру Мария Семеновна Мелюкова), 19-летняя схимница, осталась в монастыре 13-ти лет по благословению преподобного Серафима, исполненная удивительного послушания, ей преподобный Серафим поверял многие тайны.

Преподобная Елена (в миру Елена Васильевна Мантурова) - сестра Михаила Васильевича Мантурова - благодетеля Девеевской общины. Подвижница, умерла по послушанию за брата в 27 лет.

На могилках преподобных, при молитвенном обращении к ним, не раз совершались чудеса и исцеления. Сестры по завету преподобного Серафима ежедневно утром и вечером ходили к ним на могилки с молитвой: у могилки Матушки Александры: "Госпожа наша и мать, прости меня у благослови! Помолись, чтобы и мне было прощено, как и ты прощена и помяни меня у престола Божия!", у могилки схимонахини Марфы: "Госпожа и мати наша Марфо, помяни нас у Престола Божия во Царствии Небесном", у могилки мон. Елены: "Госпожа и мати наша Елено, помяни нас у Престола Божия во Царствии Небесном".

И вот - прославление.

Народу приехало! Больше, чем на летний праздник Преподобного Батюшки Серафима, что 1 августа! А обычно летом в этот день съезжается тьма народа, кажется больше уже и невозможно! Но вот на прославление Преподобных Александры, Марфы и Елены собралось такое множество паломников, что сестры диву дались.

После обретения мощей, состоявшегося 26 сентября, под праздник Воздвижения Животворящего Креста Господня, мощи находились в церкви Рождества Богородицы, где служились постоянно панихиды. В три дня перед прославлением было совершено в разных храмах шесть(!) заупокойных Литургий. Даже в Казанской церкви у Казанского источника служили. Само прославление состоялось 22 декабря за поздней Божественной Литургией в Троицком соборе. Во время прославления мощи стояли открытыми.

Сестры рассказывают, как все было красиво, торжественно, такая благодать была! Многие сестры по послушанию сутками не спали - и замечали, что совершенно не чувствуют усталости, спать и не хотелось!

Целый день все прикладывались к мощам. Затем мощи были перенесены духовенством в Преображенский собор. Там также мощи были открыты для поклонения. А в воскресенье вечером, 24 декабря сестры перенесли мощи в церковь Рождества Богородицы. Исполнилось предсказание Преподобного, что сами сестры мощи понесут.

И теперь мощи почивают в церкви Рождества Богородицы и ежедневно открыты для поклонения.

А 6 октября 2004 года Архиерейский Собор Русской Православной Церкви определил причислить преподобных жен Дивеевских к лику общецерковных святых и включить в Месяцеслов Русской Православной Церкви.

Прославление Дивеевских Блаженных

31 июля 2004 года состоялось прославление в лике святых Блаженных Пелагии, Параскевы и Марии Дивеевских. Мощи их были обретены в сентябре 2004 года и почивают в Казанской церкви Серафимо-Дивеевского монастыря.

Блаженная Пелагия Ивановна Серебренникова. («Второй Серафим» - так называла ее старица Прасковья Семеновна Мелюкова, старшая сестра преподобной Марфы). С юности Господь поставил ее на особый путь юродства. Претерпела она лютые муки и иситязания от матери и мужа. Много скорбей и подвигав приняла она ради Господа. И великих дарований сподобил ее Господь. Ей преподобный Серафим поручил после своей смерти охранять Дивеевских сестер молитвами и направлять малодушных и заблуждающихся.

Блаженная Паша Саровская, схимонахиня Параскева. В миру претерпела много скорбей, истязаний. 30 лет пустынножительства в Саровском лесу. После кончины Блаженной Пелагии стала ее преемницей.

Блаженная Мария Ивановна. Пришла в монастырь после Паши Саровской в 1915 году. Рассказывали, что в ночь с 4 на 5 июля 1918 года, в ночь мученической кончины Царской Семьи, блаженная страшно кричала, бушевала: «Царевен штыками!» Скончалась 26 августа (8 сентября) 1931 года, в с.Череватово.

Новомученики и исповедники Российские Дивеевской земли

После октябрьского переворота монастырь был преобразован в трудовую артель. Были отняты и разграблены скиты и подсобные хозяйства. Но в самом монастыре сестры по-прежнему жили обычным укладом, богослужения продолжались. В 1927 году на праздник Рождества Пресвятой Богородицы начался разгон обители безбожной властью, и в недельный срок монастырь был закрыт. Сестры поселились, в основном, в окрестных деревнях и в самом Дивеево, Матушка Игумения с некоторыми сестрами - в Муроме. Для большинства из них начался крестный путь исповедничества, многих ждали аресты, ссылки, каторжные работы.

6 октября 2001 года было принято решение включить в состав Собора Новомучеников и исповедников Российских священника Дивеевской обители протоиерея Михаила Гусева - расстрелянного 20 ноября 1937 года. А также преподобномученицу инокиню Пелагию (Тестову) - скончавшуюся в заключении в Карлаге 3 ноября 1944 года, и преподобноисповедницу инокиню Матрону (Власову). После первого ареста она была приговорена к трем годам лагерей, срок отбывала в Дмитровском лагере в Московской области. После второго ареста в 1937 году была отправлена на 10 лет в Карлаг. В 1949 году инокиня Матрона была арестована в третий раз и приговорена к ссылке на поселение. Последние годы жизни она провела в родном селе Пузо (ныне Суворово). Скончалась мирно 7 ноября 1963 года.

Мощи преподобноисповедницы Матроны обретены и почивают в Казанском храме обители.

В 2002 году к лику святых была причислена преподобномученица Марфа (Тестова) - сестра инокики Пелагии, скончалась в Карлаге 26 апреля 1941 года.

В 2003 году был прославлен священномученик Иаков (Гусев) - священник села Елизарьево. Батюшку арестовывали четырежды. 29 декабря 1937 года он был расстрелян.

Святые мученицы Пузовские Евдокия (Шикова), Дария (Тимолина), Дария (Сиушинская) и Мария были причислены к лику святых в 2000 году. Мощи их почивают в Успенком храме села Суворово. Об этих удивительных подвижницах на нашем сайте есть отдельный рассказ.

Вновь вижу, как только закрою глаза,
Знакомый туманный рассвет.
Незримая тихой молитвы слеза
Пусть сердцу подскажет ответ.

Я вижу тот край, что простой красотой
Мне в сердце вошел навсегда.
Там дышит земля благодатью святой
И верная светит звезда.

Там звон колокольный разбудит от сна,
И жажду родник утолит,
Там душу твою покаянья весна
От зимней тоски исцелит.

Дивеевский край не забыть никогда,
Иду к монастырским вратам,
И вечностью над куполами тогда
Раскроется небо крестам.

Татьяна Радынова


Кто еще не был в Дивеево, посетите эту удивительную обитель!

Рекомендуем также официальный сайт Серафимо-Дивеевского монастыря, где вы найдете наиболее полную информацию об истории и сегодняшнем дне обители:  www.4udel.nne.ru

Информация взята с сайта Алексеевского ставропигиального женского монастыря http://www.hram-ks.ru

 

Муром

Муром – это один из немногих русских городов, которые по праву могут называться историческими центрами России. Первое упоминание о городе можно встретить в одной из старейших российских рукописей – «Повести временных лет» в 862 году одновременно с Новгородом, Полоцком, Ростовом и Белозерском. В 2012 году Мурому исполнилось 1150 лет. За эти долгие годы город сохранил не только свое название, но и большое количество исторических памятников. Он также является известным православным центром, в котором можно поклониться более 20 канонизированным святым Русской православной церкви.

Свято-Троицкий женский монастырь

Свято-Троицкий женский монастырьТроицкий женский монастырь основан в 1643 г. Обитель мирно существовала до 1921 года, потом ее закрыли, и монастырская территория стала использоваться под городские нужды. По Божиему промыслу, возрождение монастыря началось 15 мая 1991 года, когда Православная Церковь вспоминает перенесение мощей святых Бориса и Глеба.

На территории монастыря построена часовня и источник в честь святых Петра и Февронии.

В монастыре три действующих храма.

Главный храм — Свято-Троицкий собор (1642/1643 гг.). Собор имеет три престола: центральный — в честь Святой Троицы; левый — в честь святых Петра и Февронии; правый — в честь святых праведных жен Анны (матери Пресвятой Богородицы), Тавифы и Ульянии Лазаревской.

В Троицком соборе сохраняются главные святыни монастыря: гробница с мощами святых благоверных и преподобных князя Петра и княгини Февронии (покровителей любви и брака, день почитания – 8 июля), Виленский крест-мощевик.

Церковь Казанской иконы Божией Матери (1648 г.). В 1652 году рядом с надвратной церковью была построена шатровая многоярусная колокольня.

Церковь преподобного Сергия Радонежского (1715 г.). Эта церковь была перенесена на территорию монастыря в 1975 году из села Красное Меленковского уезда.


 

Спасо-Преображенский мужской монастырь

Спасский монастырь был основан в начале XI века святым благоверным князем страстотерпцем Глебом (первый русский святой, сын равноапостольного великого Киевского князя Владимира). Получив в удел Муром с целью обращения муромлян в христианскую веру, святой князь не смог поселиться в самом городе среди язычников, и основал княжеский двор выше по Оке, на крутом, поросшем лесами берегу. Здесь князь Глеб Муромский устроил первый храм во имя Всемилостивого Спаса, а затем монашескую обитель для христианского просвещения Муромской земли.

В 1555 году по указу Иоанна Грозного был воздвигнут Спасский собор монастыря, в честь взятия Казани. В новый храм русский царь даровал церковную утварь, облачения, иконы и книги.

Спасо-Преображенский мужской монастырьВо второй половине XVII века в монастыре был построен второй каменный теплый Покровский храм.

В XIX веке развитию монастыря, также способствовало одно очень важное  событие — со Святой горы Афон в 1878 г. настоятелем архимандритом Антонием (Ильеновым) в монастырь была привезена копия иконы Божией Матери «Скоропослушница». С тех пор она стала главной святыней обители и монастырю начала оказываться помощь в виде пожертвований.

За свою многовековую историю обитель неоднократно претерпевала разорение: от монголо-татар, поляков, советской власти. В 1995 году монастырь был возвращен РПЦ. 19 августа 1995 года в Спасо-Преображенском соборе прошло первое богослужение, приуроченное храмовому празднику обители - Преображению.

В настоящее время на территории монастыря  находятся 7 храмов и 7 часовен, православное духовное училище имени патриарха Пимена и православная гимназия имени преподобного Илии Муромца. В монастыре имеется паломнический центр, хлебопекарня, купальня в часовне «Живоносный источник» с камнем из реки Иордан.

В монастыре очень почитается икона Преподобного Серафима Саровского с частицей мощей святого, написанная инокинями Серафимо-Дивеевской обители. В 2006 году здесь появилась еще одна реликвия – рака Преподобного Илии Муромца с частицей его мощей. Патриарх Московский и всея Руси Алексий II поместил в серебряный ковчег частицу мощей святого.


 

Николо-Набережная церковь

Впервые церковь упоминается в летописях в конце второй половины XVI века. Однако строительство каменного храма началось только  в 1700 году на средства московского священника Дмитрия Христофорова в память о своем отце, служившим здесь в деревянной церкви.

В 1707 году была получена благословенная грамота на строительство и в 1714 году в новопостроенной церкви уже установлен иконостас. В 1717 году для храма Николы Набережного знаменитый муромский иконописец Александр Казанцев исполнил изображения двенадцати сивилл — пророчиц, предсказавших рождение Иисуса Христа. В 1717 году храм был освящён.

Николо-Набережная церковьГлавной святыней Николо-Набережной церкви являются мощи святой Ульянии Лазаревской.

Иулиания Лазаревская (или Иулиания Муромская, светское имя Ульяна Устиновна Осорьина; 1530 — 10 (20) января 1604) — святая Русской православной церкви, из семьи дворян Недюревых. Память совершается 2 января (по юлианскому календарю).

В 16 лет вышла замуж за Юрия Осорьина, владевшего селом Лазаревское, прославилась благочестивой жизнью, поддержкой нищих и заключенных. Во время голода при царе Борисе продала всё своё имущество для покупки хлеба для неимущих. Умерла 10 января 1604 года, причислена к лику святых, после открытия её мощей в 1614 году.

У подножья храма бьет Никольский родник, считающийся в городе целебным.


 

БЛАГОВЕЩЕНСКИЙ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ

Муромский Благовещенский мужской монастырь возник из скромной деревянной церкви Благовещения Пресвятой Богородицы. Ее сооружение церковное предание приписывает св. бл. князю Константину (Ярославу) Святославичу.

БЛАГОВЕЩЕНСКИЙ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬГлавной церковью монастыря является Благовещенский собор (начало строительства — XVI век, перестроен в 1660-е годы). Внешняя отделка собора является одним из хрестоматийных примеров узорочья. Благовещенский собор был единственным зданием, пережившим разорение монастыря в Смутное время. К собору пристроена шатровая колокольня. Надвратная Стефаниевская церковь традиционно датируется 1716 годом. В 1811 году была сооружена монастырская ограда с башенками.

В крипте собора покоятся мощи святителя Василия Муромского — «просветителя муромских народов» и преподобного Иулиана (Кочукова) — подвижника XVII в.Одной из наиболее почитаемых святынь монастыря считаются мощи равноапостольного князя Константина с чадами Михаилом и Федором – крестители Муром.


 

ВОСКРЕСЕНСКИЙ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ

Согласно легенде возник на месте загородного дворца князей Петра и Февронии Муромских. В исторических источниках впервые упомянут в XVI веке. Сохранившийся до наших дней архитектурный комплекс монастыря представлен постройками XVII века — 5-главой Воскресенской церковью с трапезной и обходной галереей с шатровыми крыльцами и одноглавой надвратной Введенской церковью с шатровой колокольней.

Монастырь просуществовал до 1764 года. После его упразднения, что было связано с указом Екатерины II о секуляризации церковных земель, Воскресенская и Введенская церкви стали приходскими, а монашествующих перевели в Троицкую обитель. На протяжении XIX — начала XX веков храмы оставались рядовыми городскими приходами. Здесь же располагалось одно из четырёх городских кладбищ, существовавшее с незапамятных времён. По описанию 1897 года Воскресенский собор имел новый иконостас и царские врата, устроенные в 1835 году. В Введенском храме было два престола: главный — в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы и придельный — во имя Иверской иконы Божией Матери. Иконостасы в обоих приделах тоже были новыми.

ВОСКРЕСЕНСКИЙ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ

В советские годы ансамбль Воскресенского монастыря разделил печальную участь многих муромских храмов. Церкви были закрыты, наиболее ценные предметы вывезли в музей, а здания стали использовать под складские помещения. В 1929 году кладбище уничтожили, а в 1950 году и вовсе устроили над могилами футбольное поле. В 1970—1980-е годы в Воскресенской церкви располагалась спортивная секция. В Воскресенском храме был спортзал с рингом.

В 1998 году храмы вернули Владимиро-Суздальской епархии, и в них вновь возродилась иноческая жизнь. Ниже монастыря находится святой источник Петра и Февронии.

Сейчас в монастыре совсем небольшой состав насельниц: игумения Елена, инокиня и монахиня, + 4 послушницы. Очень требуется любая помощь (и женские и мужские руки), Нуждается в восcтановлении собор и необходимо построить келейные корпуса. Можно приобрести именные кирпичи. Жизнь очень непростая. Помоги Бог.

 

Информация взята с сайта паломнической службы "ТК КАРЕ СЕРВИС" http://www.paloma.tkks.ru/